Кодекс профессиональной этики

МУ Н И Ц И ПА ЛЬ Н ОЕ Б Ю Д Ж Е Т Н ОЕ
О Б Щ Е ОБ РА З ОВ А Т Е ЛЬ НО Е У Ч РЕ Ж ДЕ Н ИЕ
«РОВНОВСКАЯ ШКОЛА»
К Р А С Н ОГ В А Р ДЕ ЙС К ОГ О РА Й О НА
Р Е С П УБ Л ИК И К Р Ы М
УТВЕРЖДЕН
приказом директора
МБОУ «Ровновская школа»
от 23.04.2019 г. № 134
Кодекс профессиональной этики педагогических работников
1. Общие положения
1.1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников (далее – Кодекс)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ровновская школа»
Красногвардейского района Республики Крым (далее – ОО, образовательная организация)
разработан в целях реализации нормы ч. 4 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с положениями
Конституции РФ, законодательством РФ, международным правом, принятыми в обществе
нормами морали и нравственности.
1.2. Кодекс представляет собой свод правил и принципов профессионального поведения
педагогического работника во время образовательного процесса и (или) выполнения
трудовой функции.
1.3. Целями Кодекса являются:


установление единых норм поведения педагогических работников в ОО;



укрепление авторитета педагогических работников в ОО и обществе;



обеспечение права педагогических работников ОО на справедливое и объективное

расследование нарушения ими норм профессиональной этики;
1.4. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования,
основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности
в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.
2. Основные термины и понятия
Для целей настоящего Кодекса используются следующие основные термины и понятия:

2.1. Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных
отношениях с

организацией, осуществляющей образовательную

деятельность, и

выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации
учебной и воспитательной деятельности.
2.2. Профессиональная этика педагогического работника – система принципов, норм и
правил поведения, действующая в отношениях работника с обучающимися, их
родителями (законными представителями) и другими работниками ОО.
2.3. Гуманность – принцип, а также соответствующие свойства характера, основанные на
деятельном признании и уважении личности человека, содействие его благу без
ограничения возможностей для свободы. Гуманность предполагает бескорыстное
отношение к окружающим, сочувствие и поддержку, непричинение физических страданий
или унижение человеческого достоинства.
2.4. Законность – соблюдение педагогическим работником положений и норм
законодательства РФ, устава и локальных нормативных актов ОО.
2.5.

Справедливость

–

беспристрастное

и

нравственно

должное

отношение

педагогического работника к участникам образовательного процесса.
2.6. Профессионализм – обладание педагогическим работником знаниями, владение
умениями и навыками, необходимыми ему для эффективной деятельности.
2.7. Ответственность – принцип, согласно которому педагогический работник отвечает за
совершенные поступки, действие (бездействие).
2.8. Солидарность – активное сочувствие педагогического работника действиям или
мнениям участников образовательного процесса.
2.9. Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению,
национальности, вероисповеданию участников образовательного процесса.
2.10.

Аморальный

проступок

–

виновное

деяние

(действие

или

бездействие)

педагогического работника, грубо нарушающее нормы морали и нравственности, а равно
способствующее совершению таких деяний со стороны обучающихся, отрицательно
влияющее на выполнение им своих трудовых функций, унижающее честь и достоинство
педагогических работников перед обучающимися и (или) их родителями (законными
представителями).
2.11. Подарок – безвозмездная передача имущественных ценностей лицом, которому они
принадлежат, в собственность другому лицу, за которую последнее лицо не обязано
платить обычную цену.
2.12. Конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у
педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности
2

возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного
преимущества, и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение
педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия
между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей или
законных представителей несовершеннолетнего обучающегося.
3. Этические принципы и правила профессионального поведения педагогического
работника
3.1. При выполнении трудовых обязанностей педагогическому работнику следует
исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы
являются высшей ценностью, каждый гражданин имеет право на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго
имени.
3.2. Принципами профессионального поведения педагогического работника являются:
гуманность,

законность,

справедливость,

профессионализм,

ответственность,

солидарность и толерантность.
3.3. В своей деятельности педагогический работник проявляет терпимость и уважение к
обычаям и традициям народов РФ и других государств, учитывает культурные и иные
особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствует
межнациональному и межконфессиональному согласию обучающихся.
3.4.

Педагогический

работник

осуществляет

свою

деятельность

на

высоком

профессиональном уровне, постоянно стремится к совершенствованию своих знаний,
умений, навыков, методологии обучения, занимает активную жизненную позицию.
3.5. Педагогический работник дорожит своей репутацией и добрым именем ОО, своим
поведением подает положительный пример всем участникам образовательного процесса.
3.6. Педагогический работник соблюдает правила русского языка, культуру устной и
письменной речи, не использует сам и не допускает использования в присутствии
участников

образовательного

процесса

ругательств,

вульгаризмов,

грубых

или

оскорбительных фраз.
3.7. Педагогический работник способствует реализации права на получение образования
всех детей независимо от их пола, возраста, расовой и национальной принадлежности,
социального статуса, религиозных убеждений, материального положения.
3.8. Педагогический работник уважает честь и достоинство обучающихся и других
участников образовательных отношений, защищает обучающихся от любых форм
проявления жестокости и унижения.

3

3.9. Педагогический работник стремится к повышению положительной учебнопознавательной мотивации у обучающихся, к укреплению в них веры в собственные силы,
развивает у них познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие
способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду, культуру здорового
и безопасного образа жизни.
3.10. В своей профессиональной деятельности педагогический работник:


учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их

здоровья;


применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество

образования формы, методы обучения и воспитания;


соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами

с ограниченными возможностями здоровья.
3.11. Педагогический работник может проводить педагогические исследования только при
условии добровольного согласия участника образовательного процесса, принимающего
участие в исследовании.
3.12. Во взаимоотношениях с коллегами педагогический работник обязан быть честным,
справедливым, порядочным, с уважением относиться к их знаниям и опыту, при
необходимости – оказывать им профессиональную помощь и поддержку.
3.13. Педагогический работник высказывает критику в адрес коллег аргументировано,
конструктивно,

без

использования

оскорбительных

слов.

Критике

подлежат

профессиональные действия, но не личность коллег.
3.14. Педагогический работник не имеет права допускать негативные высказывания о
своих коллегах и их работе в присутствии обучающихся и их родителей (законных
представителей).
3.15. Педагогический работник добровольно и сознательно осуществляет помощь
родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанных с процессом
образования и воспитания их детей при их добровольном согласии.
3.16. Педагогический работник не вправе препятствовать родителю (законному
представителю) обучающегося в выборе формы получения образования, в защите
законных прав и интересов ребенка, в участии в управлении ОО.
3.17. Педагогический работник не вправе препятствовать родителю (законному
представителю), решившему доверить дальнейшее развитие и воспитание своего ребенка
другому педагогу.
3.18. Педагогический работник не вправе подвергать критике внутрисемейные ценности и
верования обучающихся.
4

3.19. Педагогический работник хранит в тайне информацию об обучающихся, доверенную
ему участниками образовательного процесса, в т. ч. высказанное мнение о родителях
(законных представителях), педагогах, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством.
3.20. Педагогический работник не вступает с ребенком в финансовые отношения.
4. Требования к внешнему виду педагогического работника
4.1. Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей
должен способствовать формированию уважительного отношения в обществе к
педагогическим

работникам

и

организациям,

осуществляющим

образовательную

деятельность.
4.2. Приходя на занятие, педагогический работник должен быть аккуратно одет. Одежда
не должна быть яркой и вызывающей и противоречить общепринятым нормам приличия.
Приемлем деловой костюм, который подчеркивает официальность отношений с
обучающимися. К деловому костюму относятся пиджак с юбкой/брюками и блузка.
Предпочтительными цветами для одежды являются черный, коричневый, серый, темносиний, темно-бардовый, бежевый. Рубашки и блузки могут быть пастельных тонов.
4.3. Не допускается ношение одежды, указывающей на принадлежность к той или иной
национальности и религии, за исключением официальных и культурно-массовых
мероприятий.
4.4. Обувь предпочтительней закрытая, для женщины – на невысоком каблуке.
4.5. Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и
броскими.
4.6. Прическа, макияж и маникюр должны производить впечатление аккуратного и
ухоженного человека. Макияж и маникюр должен быть нейтральных тонов.
4.7. Недопустимо наличие у педагогического работника татуировок и пирсинга на
открытых участках тела.
4.8. Парфюм не должен быть слишком резким, предпочтительны легкие запахи.
4.9. Выражение лица педагога, мимика, жестикуляция должны быть доброжелательными
и располагающими к себе.
5. Конфликт интересов
5.1. Педагогический работник использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы ОО
бережно, максимально эффективно и исключительно в рабочих целях.
5.2. Педагогический работник должен избегать ситуаций, при которых у него возникает
конфликт интересов.

5

5.3. В случае возникновения конфликта интересов педагогический работник должен
проинформировать об этом своего непосредственного руководителя.
5.4. Ситуацией, приводящей к конфликту интересов, может быть ситуация получения
педагогическим работником подарков в связи с исполнением им своих трудовых
обязанностей.
5.5. Педагогическим работникам не разрешается принимать от третьих лиц подарки:


за совершение каких-либо действий (бездействия), связанных с выполнением

трудовых функций;


стоимостью свыше трех тыс. руб.;



в виде денег или денежных эквивалентов;



в отсутствие очевидного, общепринятого повода для подарка.

5.6. Использование педагогическим работником активов и ресурсов учреждения в личных
целях может привести к конфликту интересов.
6. Ответственность за нарушение положений Кодекса
6.1. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса является одним из
критериев оценки его профессиональной деятельности.
6.2. Факты нарушения педагогическим работником правил и принципов педагогической
этики

и

норм

профессионального

поведения,

предусмотренных

Кодексом,

рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов управления, предусмотренных
уставом ОО, и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений.
6.3. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться при
проведении аттестации педагогических работников на

соответствие

должности, при применении дисциплинарных взысканий в
работником,

выполняющим

воспитательные

функции,

занимаемой

случае

совершения

аморального

проступка,

несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников,
добросовестно исполняющих трудовые обязанности.
6.4. При наличии в действиях (бездействии) признаков аморального проступка
педагогический работник, может быть, подвергнут мерам дисциплинарного взыскания в
соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

6

Лист ознакомления
с Кодексом профессиональной этики педагогических работников
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________
____________________________ ________________________________________________

7

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».