Исторический музей МБОУ "Ровновская школа"

Основание школы в Карасане (с. Ровное) относится ко времени возникновения поселения, к 1862г. Это был тип сельской общинной школы, в которой одновременно обучались мальчики и девочки.  В 1880г. для школы было построено специальное здание из обожженного кирпича, крытое черепицей. Под застройку школы сельское общество выделило 1280 кв. саженей земли, из них 208 занимал школьный двор, на остальной площади находились постройки, огород, сад, виноградник. Школьное здание делилось на 2 части: класс и квартиру учителя. В классе стояли два ряда парт, в одном ряду сидели девочки, а в другом – мальчики. Учитель от сельского общества получал 600 руб. в год, бесплатно пользовался квартирой при школе. Уроки пения учитель вел бесплатно, а гимнастика и ручной труд в те годы не велись.

 

Хозяйственное обеспечение школы ( ремонт, отопление, уборка, покупка мебели и т.д.) входило в обязанности попечителя школы. Родительская плата за учебу школьников ежегодно составляла от 10 до 12 руб.  По сведениям Комитета  грамотности в 1895г. Обучалось в Карасановской начальной школе 60 детей. Все они были детьми немецких поселенцев менонитского исповедания. Учебники родители покупали сами, библиотеки в школе не было. Набор наглядных пособий был стандартным для начальных школ: географические карты, глобус, разрезные азбуки, счеты, школьные доски.

Начало ХХ века стало временем бурного роста центральных училищ в немецких колониях Крыма, которые предназначались для подготовки учителей для начальных школ. Центральное училище в Карасане открылось в 1906г. Оно называлось «Крымское меннонитское центральное училище».

   

Учащиеся Карасанского училища со своими преподавателями .П.И. Вильмсен, М.И. Вильмсен, весна 1918г.

При  этом работала начальная школа, в ней будущие учителя проходили практику. Первые учителя училища:  Карл Генрихович Фридрихсен, он же исполнял обязанности заведующего и Иван Иванович Вильмсен (1883-1951г.), Вильгельм Иванвич Эрглис, Генрих Генрихович Блок. Председателем правления общества по содержанию училища был Петр Петрович Шредер – крупный землевладелец – депутат госдумы. 

Испытания Первой мировой войны немецкое население переносило стойко. Российские немцы проявляли искренние чувства патриотизма к новой родине, несмотря на широкомасштабную антинемецкую кампанию. Учителя немецких начальных и центральных школ юга России регулярно делали взносы в кассу «Комитета помощи борцам за Родину», учрежденного Одесским учебным округом. В сборе средств участвовали и ученики, при школах устраивали вечера и лотереи в поддержку защитников Отечества. Особую активность проявляли учителя Пришибского и Орловского центральных училищ Таврической губернии. В марте 1915 г. от Карасанского училища в кассу поступило 7 руб. В сбор средств для раненых активно включилась учительница Мария Ивановна Вильмсен (1890-1930), сестра И. И. Вильмсена. В декабре 1914 г. она передала в кассу помощи 25 руб., в мае 1915 г. - 8 руб. В декабре 1915 г. от нее поступило 6 руб., от учениц женской школы (кружечный сбор) через М. И. Вильмсен - 7 руб.

При советской власти начальная школа была преобразована в школу 1-й ступени, а центральное училище - в школу 2-й ступени. В 1920-е гг. только в четырех селах Крым (Карасан, Нейзац, Окречь, Цюрихталь) одновременно работали школы двух ступеней. В 1926 г. в селе насчитывалось 45 детей в возрасте 8-11 лет, от 12 лет - 23 чел. Прочные духовные традиции жителей, сплоченность и коллективизм жителей Карасана создавали на первых порах прочный барьер для проникновения партийной пропаганды в школьную среду. Родители и учащиеся не воспринимали учителей, направленных в село органами власти. Однако генеральная линия партии на замену «политически непригодных» учителей учителями, лояльными к советской власти, проводилась неуклонно. Сурово преследовались попытки нелегально преподавать в школах закон Божий. Политика советизации охватила все стороны жизни немцев, и в первую очередь изменения затронули церковь и школу.

Педагоги Карасановского училища оставили след не только в истории школы и села, они известны и за пределами Крыма. Особого внимания заслуживает учительская династия Вильмсен: Они были внуками П.Я. Нейфельда, учителя и основателя типографии в Гольбштаде ( позже издательство «Радуга»). 

 

      

 

Вильмсен Иван Иванович закончил центральное училище и двухгодичные педагогические курсы при нем, затем продолжил образование в Тифлисском учительском институте . Он увлеченно занимался естествознанием не только как преподаватель. Его стараниями была организована метеостанция в Карасане, ею он заведовал с 1906 по 1913 годы.

Вильмсен Мария Ивановна преподавала русский язык и математику в начальной школе после окончания педагогической гимназии в г. Севастополе.

Вильмсен Петр Иванович был учителем немецкого языка и литературы в центральном училище.

       

Центральный вход бывшей метеостанции.

   

Ученики начальной школы 1912г. с учителями Вильмсен

В 1915г. жизнь в Карасанском училище почти замерла, а в 1920 году начальная школа была преобразована в школу I ступени, а центральное училище  - в школу II  ступени.  Хочу такой сайтХочу такой сайт

  Об атмосфере дружбы и взаимопомощи, царившей в Карасане, свидетельствуют не только воспоминания самих жителей, в этом признавались и партийные функционеры. В отчетах о состоянии колоний за 1925 г. о селе имеется такое свидетельство: «Все меннониты были очень богаты, имеют крупное хозяйство, народ очень дружный и в несчастии готовы поделиться друг с другом своим последним достоянием». Большим праздником для жителей стал слет руководителей немецких хоров Крыма, проходивший 21-27 ноября 1925 г. в молитвенном доме. Съехалось около 40 дирижеров и кандидатов вместе со своими коллективами. Многочисленных гостей жители приняли в своих домах. Мероприятием руководили Феттер и Лёвен. В течение недели шла практическая и теоретическая работа по усовершенствованию певческого искусства, велся обмен опытом. В итоге был сформирован сводный мужской хор. Встреча завершилась праздничным выступлением этого и других коллективов. А на следующий день прошло торжественное богослужение, сопровождавшееся пением всех хоров, большой молитвенный дом едва вмещал всех желающих, специально приехавших издалека.

Процесс становления новой советской школы начался в 20-е годы, но особенно памятными старожилам были 30- е годы – ликвидации безграмотности, борьбы с безнадзорностью. Газета «Красный Крым» публиковала призывы, где в ряды ликвидаторов неграмотности призывали всех «кто знает грамоту и умеет читать». Такой пункт был открыт и при Карасанской начальной школе.

С 1933 года по стране закрывались школы национальных меньшинств. Это произошло и в Карасане. Если в 1933 году в селе была школа только для детей меннонитов, а дети других национальностей (русские, украинцы, евреи и т.д.) учились в приспособленном помещении в с. Азов, то в 1934 году в Карасане открывается школа и для этих детей. (ныне склад) 


 

В ней обучение ведется в две смены: в 1-й половине дня учатся дети, а во 2-й половине – взрослое неграмотное население. Здание школы состояло из двух классных комнат и коридорчика.

В 1938-39 учебном году объединяют русскую и немецкую школы, преподавание ведется на русском языке, а немецкий язык все дети изучали с 5 класса. Директором школы был Криль Николай Иванович, который работал вместе с женой Любовью Николаевной.  Преподавали они до самой войны. Учащиеся тех лет вспоминают интересный факт о том, что на уроках чистописания  за хорошую работу их награждали маленьким портретом юного Ленина. Дети очень ценили и дорожили этой наградой. В период войны, в связи с отсутствием тетрадей и учебников, учащимся приходилось писать в немецких учебниках между строчками. Занимались они за немецкими партами ( подобие современной «конторки»). Николай Иванович погиб на фронте, а Любовь Николаевна после оккупации вернулась в село, ходила по домам, собирая учащихся и мебель (стулья, табуретки, столы, доски). В период немецко – фашистской оккупации в здании школы содержали советских военнопленных, а после освобождения – немецких военнопленных. Местные жители называли это здание «тюрьмой».   

 

Из воспоминаний Н.А. Сергач, М.Т. Клименкоследует, что: после освобождения села школа стала семилетней, в ней работали: историк Хорьков В.А., биолог-географ а.Н. Верещагина, учителя начальных классов Н.А. Сергач и У.Ф. Григоренко, Ташлыкова А.И. – математик,  Р.И. Эрлер – учитель немецкого языка, Л.Н. Хорькова – учитель начальных классов, русского языка и литературы У.Ф. Григоренко.

А вот что рассказывает выпускница школы Аскарова Евгения Григорьевна о послевоенном времени:

С 1945 года Карасанская  школа располагалась в 2-х зданиях - «большая школа», так называли здание, где обучались с 5 по 7 класс (ныне здание начальной школы), и «маленькая школа» - для учащихся 1 – 4 классов (ныне здание магазина «Любимый»). В школе обучались разновозрастные учащиеся: местные и дети детского дома, который был организован в с/зе «Большевик» для сирот в 1946 году. Все учащиеся жили дружно, помогали и поддерживали друг друга в учебе. Что характерно, отношение детей к учебе было самое серьезное и ответственное. Лучших в учебе награждали грамотой и подарком (школьное платье или обувь). На фото 6-й разновозрастной класс в  1954 году  - победитель в соревновании по учебе; награжден поездкой в г. Севастополь (восстановленный после войны) в классе было 9 человек из детского дома.

 

В 1951 – 1952 учебном  году  школа была преобразована в Ровновскую среднюю школу ( так как Карасан в 1947 году преобразован в Ровное). Днем учились дети, а вечером занимались взрослые.

 К 1953 году двух зданий для всех учащихся  не хватало и было принято решение (по ходатайству директора школы Лагуты А.С.) о строительстве нового здания для школы. Восстановили и расширили довоенное здание школы. Школа стала семилетней.

В 1954 году был первый послевоенный выпуск Ровновской средней школы. 

Выпускники 1955г.

Образец документа о среднем образовании имел форму одностороннего листа.

Учитель начальных классов Выгодина З.И. рассказывает:

В 1952 году я была принята на работу в с/з «Большевик» воспитателем детского дома. Мое детство  прошло в тяжелое время войны, поэтому мне были знакомы беды и горести моих воспитанников – детей, потерявших родителей за время войны,, беспризорных сирот разного возраста.

Детский дом располагался в жилом здании немецкой постройки с хорошо греющими каминными печками. Помещение имело 4 комнаты 2 светлые с характерной для немецких домов лепниной на потолке и стенах (спальни, комнаты отдыха и подготовки к урокам).

  
История музея.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».